Версия для слабовидящих
Подростковый период обогащает ребенка знаниями и чувствами таких глубин, о которых он даже не подозревал в детстве. Эстетические чувства, переживания, связанные с появлением новых видов деятельности, чувство влюбленности, радость творчества, большой интерес к миру чувств другого человека, особенно сверстника - все это обусловливает большую эмоциональную восприимчивость молодых людей, свойственную данному возрасту.
Подросток через собственные душевные муки обогащает сферу своих чувств и мыслей, он проходит трудную школу идентификации с самим собой и с другими.
Для эмоциональной жизни подростков характерно не только переживание предметных чувств (направленных на определенное событие, лицо, явление), но и формирование у молодых людей чувств обобщенных (чувства прекрасного, чувства трагического, чувства юмора). При неблагоприятных условиях формирования личности (тяжелая обстановка в семье, конфликты с родителями, неудовлетворительные отношения с товарищами, повышенная самооценка и т. д.) в этом возрасте может наблюдаться рост асоциальных чувств. Важным моментом, вызывающим появление обиды, озлобленности подростка, которые могут выразиться в его агрессивной эмоциональной реакции, является пренебрежение взрослых, их недоброжелательное отношение к его запросам.
Большинство подростков в ответ на вопрос о том, как они принимают решения в повседневной жизни, утверждают, что испытывают трудности, общаясь с родителями, часто конфликтуют с ними. Эмоциональное голодание  имеет форму скуки и тоски. Поэтому огромную роль в юношеские годы играет дружба. Она выступает иногда как своеобразная форма психотерапии, позволяя молодому человеку выразить переполняющие его чувства и получить поддержку, необходимую для самоутверждения. Слушая телефонные разговоры молодых людей, взрослые нередко выходят из себя от их большой длительности и бессодержательности этих разговоров, не понимая, что сам контакт с ровесниками выполняет для них специальную функцию поддержания самоутверждения личности.
Как считает И. С. Кон, сам возраст друзей, избираемых подростками, может приоткрыть его родителям некоторые, не всегда осознаваемые психологические потребности их ребенка. Так, ориентация в дружбе на ровесников является проявлением стремления к равноправным отношениям, выбор друга, старшего по возрасту, может свидетельствовать о потребности в опеке и руководстве, а младшего — говорит в пользу предположения, что его выбор нередко отражает какие-то психологические трудности, например застенчивость, несоответствие уровня его притязаний и возможностей.
Для ранней юности типична идеализация друзей и самой дружбы. Нуждаясь в сильных эмоциональных привязанностях, молодые люди подчас не замечают реальных свойств партнера. Подростки негативно реагируют на критику  родителями своих друзей, что еще больше отдаляет подростка от семьи.
Неумение подростка понимать и выражать свои чувства, объяснять свои переживания. Двойственность ощущения своего места в мире. С одной стороны – уже не ребенок (одолеваемый взрослыми желаниями и страстями), а с другой – абсолютно бесправный и полностью зависящий от семьи (которая в эту пору становится для него менее значимой, чем общество сверстников). Безнадежность – жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему. Множественные проблемы – все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной. Попытка сделать больно другому человеку – "Они еще пожалеют!" – все это приводит подростка к явному, на его взгляд, выходу – суициду.
Особенностью подросткового суицида является то, что истинное желание свести счеты с жизнью имеют только 10% из них, все остальные таким образом «кричат» о помощи, пытаясь данной попыткой привлечь внимание значимых людей. Такое поведение носит часто демонстративный характер, может являться «суицидальным шантажом». К сожалению, в том числе, и такие поступки нередко заканчиваются гибелью подростка.
В большинстве случаев попытки суицида можно предугадать и предотвратить, так как еще до совершения самоубийства подросток может привлечь к себе внимание или выразить свой протест через уход из дома, совершение асоциального поступка (воровство, хулиганство, употребление алкоголя). Косвенно большинство детей, покушавшихся на самоубийство, предупреждали ближайшее окружение о своем намерении покончить с жизнью. Так или иначе, поведением или высказываниями подросток выдает свое суицидальное желание, поэтому, если вовремя обнаружить признаки надвигающейся катастрофы, ее можно предотвратить.
При попытке суицида необходимо немедленно вызвать «скорую» медицинскую помощь, а тем временем постараться взять себя в руки и не паниковать. Не следует кричать, говорить следует спокойно и доброжелательно, ни в коем случае не упрекать ребенка или кого-то из родных в случившемся. Беда ведь общая. При попытке отравления следует промыть желудок, а при порезе перетянуть руку жгутом и остановить кровотечение. В случае негативной реакции родителей на суицидное поведение подростка ситуация может усугубиться с дальнейшими негативными реакциями ребенка или уходом из дома. Во всяком случае, это происшествие должно всерьез заставить родителей задуматься об их отношениях с детьми, между собой и психологической обстановке в семье в целом. Если подросток доведён до такого состояния, что он решил «уйти в мир иной», значит, есть на это очень серьезные причины. Следует критически рассмотреть отношения в семье, с ребенком и сменить стиль общения во избежание трагедии. Необходимо все бросить и заняться жизнью ребенка, за которого родители несут ответственность. Родители обязаны помочь ребенку в период становления личности разобраться в главном, научить преодолевать трудности, создать перспективу, просто посочувствовать ему и принять его таким, каков он есть.
Поведение родителей в общении с подростком. 
Главное в общении с подростком – сохранить с ним контакт и доверительные отношения.
Старайтесь быть в курсе его дел (занятий, увлечений, круга друзей, места прогулок), но не устраивайте допросов и избегайте мелочного контроля.
Поощряйте подростка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чём он говорит.
Помните, что в течение двух-трёх лет друзья будут для подростка большим авторитетом, чем родители.
Не стоит обижаться.
Разговаривайте с подростком  чаще.
Будьте вместе. Займитесь общим делом.
Можно выражать недовольство поступком, отдельными действиями ребенка, но не вашим ребенком в целом.
Недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение, злость,  выражения типа "терпеть не могу", "ты меня извёл", "у меня нет сил", "ты мне надоел", повторяемые несколько раз в день. Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства. Волшебные слова мудрого родителя: «Я тебя понимаю. Я вижу, что тебе плохо (обидно, страшно, грустно, ты злишься и т.д)».
Не сравнивайте подростка с другими детьми. Это вызовет только агрессию.
Чаще хвалите ребёнка. Похвала принесёт больше пользы, чем критика.
Позволяйте подростку встречаться с отрицательными последствиями его действий. Тогда он научится отвечать за свои поступки.
Не оставляйте без внимания любые резкие изменения в состоянии и поведении ребёнка. Может быть, ребёнку нужна помощь специалистов (врача, психолога, психиатра).
Правил, запретов не должно быть слишком много. Правила и требования должны быть согласованы родителями между собой.
Не занимайтесь «воспитанием», когда вы взвинчены, раздражены.Главное, чтобы ребёнок знал: что бы с ним ни случилось, он может попросить у вас помощи.
Помните: пережитые вместе положительные эмоции – это «золотой фонд» вашей жизни с ребёнком! 
 
БЕРЕГИТЕ ДЕТЕЙ!